На YouTube-канале «Войс чат - арбитраж» недавно был опубликован «Тот самый арбитражный подкаст №3». Его гостями были:
Ведущими подкаста были Денис Денисенко и Евгений Юрьевич из проекта «Я Рядом». Ребята обсуждали вопросы менеджмента в арбитраже, разбирали факапы команд с точки зрения сотрудников и собственников бизнеса. Беседа затянулась почти на три с половиной часа. Самое интересное из нее вы можете прочесть за 10 минут в этой статье.
Ближе к середине десятых годов Айрат понял, что у партнерского маркетинга большое будущее. Он стал искать работу в этой сфере, предлагая свои услуги маркетолога. Из всех CPA-сетей, которые были тогда на рынке, на его оффер откликнулся только семнадцатилетний парень Игорь Иванов. В свои молодые годы он уже успел организовать партнерку M1Shop.
Айрат вступил в команду на позицию контент-мейкера паблика. С этой должности началась его карьера в арбитраже.
Спустя время парень стал руководить PR-подразделением CPA-сети. Затем отделом по реклам, а после — антифрод-системой компании Иванова. Завершил карьеру в M1Shop Айрат на позиции CEO.
Основным своим достижением в знаменитой партнерке парень назвал построение мощной базы знаний для сотрудников. Также ему удалось настроить слаженную работу разных отделов CPA-сети. На момент занятия им должности управляющего в M1Shop уже работало более 60 человек. Еще было порядка 250 сотрудников колл-центра. Когда Айрат только пришел в команду, в ней было только 6 человек.
Работа в партнерке была построена в удаленном формате. Изначально коллеги коммуницировали посредством Skype. С появлением Telegram рабочие диалоги были организованы в этом мессенджере.
По утверждению Айрата, росту новой партнерки под управлением молодого овнера способствовал системный подход. Также немаловажную роль сыграло появление крутых офферов и прозрачной системы апрува лидов.
В ходе подкаста Айрат ответил на несколько вопросов.
Самый крупный факап был, когда подломили нашу базу и стерли все с серверов. Как оказалось, бэкапы у нас были двухмесячной давности, поэтому восстановить мы ничего не смогли. Хакеры потребовали за базу 10 Bitcoin. Овнер согласился оплатить эту сумму, но после перевода денег хакеры перестали выходить на связь.
Частично нам их восстановила одна контора. Но значительная часть данных была утеряна безвозвратно. В итоге денег на этом потеряно было немало.
Вся команда пострадала, но овнер по-человечески подошел к этому вопросу. Он предложил каждому ответственному сотруднику вернуть ему с зарплаты ту сумму денег, которую он считает возможным.
Сумму не могу назвать, но это было больше 30 000 рублей. Большую ответственность понес руководитель технарей, который не предусмотрел такие вещи:
Да, это еще один наш факап, только юридический. Суть в том, что изначально мы с реклами работали через левые ИП. Рекламодатели переводили им деньги, которые потом обналичивались и передавались нам кэшем. Один рекл решил побить горшки с нами. Он предъявил ИПшнику, что тот должен ему вернуть 10 миллионов рублей якобы за то, что услуга им предоставлена не была.
Все было четко, и лиды мы реклу привели в полном объеме. Однако он решил зацепиться за юридический момент и стянуть с нас деньги. По итогу мы разрулили, но дело дошло до правоохранительных органов.
Айрат рассказал о еще одном интересном случае, когда компания JBL подала в суд на партнерку. Один рекламодатель продавал через M1Shop контрафактные колонки JBL. Компания-правообладатель зафиксировала факт продажи, произведя контрольную закупку и обратилась с претензией в CPA-сеть.
Ребята быстро сообразили что к чему и вывели все деньги со счетов M1Shop. Далее был суд, который партнерка, естественно, проиграла. Однако взыскать с нее денег у JBL не вышло.
Тогда на рынке не было управленцев в сфере аффилейт-маркетинга. Приходилось все осваивать с нуля самостоятельно. Точно так же мы набирали руководителей в различные отделы. На собеседованиях просто смотрели, насколько человек адекватен и исходя из этого принимали решение, сможет ли он быть менеджером.
Игорь Алексеев продал партнерку, так как ему надоело работать с контрафактом. Он понимал, что рано или поздно эта тема схлопнется. Новые владельцы совсем не шарили в CPA. Они просто залетели туда, так как узнали, что в нише есть бабки.
Ребята пробовали запускать свои нутра-продукты, но ничего путного из этого не вышло. По моим подсчетам, за последние год-два выручка партнерки снизилась в 3 раза.
Около 7 месяцев назад партнерка была продана Денису Лагутенко. С тех пор он является владельцем M1Shop.
Я думаю, ему не хватает в первую очередь новых офферов. Кроме этого, чтобы партнерка ожила, в ней необходимо поменять около 90% команды.
У нас был разговор на эту тему. В частности, речь шла о том, чтобы я возглавил PR-подразделение. Но мы с ним не сошлись во мнениях, в итоге Денис сказал, что справится сам.
Это зависит от того, чем конкретно заниматься. Но в целом, я думаю, от 200 000 рублей можно было бы поработать.
Светлана начала свой путь в аффилиатке с позиции HR. Она набирала специалистов в арбитражные команды и партнерки. Затем девушка возглавляла HR-подразделение в AlfaLeads, после чего отвечала за работу с рекламодателями CPA-сети.
Со временем работать в партнерке Светлане надоело, ей попалась вакансия в ZMTeam, и она пришла туда на позицию биздева. В круг ее обязанностей на новом месте входило решение всех вопросов между байерами и рекламодателями.
По мере роста компании число сотрудников, занимающихся биздевом, увеличивалась, образовалось отдельное подразделение, и девушка стала его руководителем. Помимо взаимодействия с рекламодателями, в ее зону ответственности стал входить контроль заведения офферов в партнерку и их работоспособность. Кроме того, Светлана занимается:
Этот человек должен разбираться во всей кухне арбитража. При этом основная его компетенция — это умение объединить работу аффилиейтт-менеджера, который коммуницирует с вебами, и сейлз-менеджера, взаимодействующего с реклами.
По сути, CBDO — это head of биздев. То есть в крупной компании этот человек руководит сотрудниками, которые отвечают за развитие путем взаимодействия с партнерами.
Как уже было сказано выше, после продажи Игорем Ивановым своей CPA-сети, дела у M1Shop пошли неважно. Партнерка давно перестала быть лидером рынка нутра-офферов. Арбитражное комьюнити возлагало надежды на Дениса Лагутенко в том плане, что он вернет былую славу M1Shop. Однако спустя почти 1 год в партнерке ничего особо не поменялось. Спикеры стрима подискутировали на тему того, что можно сделать, чтобы реанимировать M1Shop. Ниже публикуем выжимку главных тезисов брейншторма.
Айрат считает, что, заходя в новый проект овнер должен первым делом его целиком и полностью изучить. По его мнению, Лагутенко не уделил этому достаточно внимания.
Александр «Борода» считает, что залог успеха любой партнерки кроется в трех факторах:
Евгений Юрьевич считает, что новый владелец M1Shop напрасно пытается манипулировать рынком, заявляя, что в скором времени он исправит ситуацию за счет внедрения новой CRM-системы. По его мнению, с которым согласился Айрат, причина того, что партнерка легла, кроется не в техничке, которая досталась Лагутенко в наследство от предыдущих овнеров.
Из M1Shop ушли многие реклы в связи с политическими событиями, которые начали разворачиваться в конце февраля 2022 года. Просел трафик из СНГ, стало меньше денег, реклы перестали стабильно платить за лиды. В партнерке появился кассовый разрыв, который потребовалось заливать деньгами. Однако это не помогло решить проблему CPA-сети. Розовые выплаты вебам не решают вопрос с их удержанием. Поэтому в итоге многие из них разбежались по другим партнеркам.
В дополнение к перечисленным причинам в CPA-сети сменился менеджер контакт-центра. Айрат считает, что он не является квалифицированным специалистом в этом деле, из-за чего сильно упал апрув.
В финале стрима спикеры порассуждали на тему адекватности наказания из кейса Айрата о взломе хакерами серверов M1Shop. Мнения собеседников разделились. Одни считают, что финансовая нагрузка должна была жестче лечь на сотрудников, ответственных за безопасность данных в компании, и их непосредственных руководителей. Другие уверены, что финансово за факап должен платить собственник бизнеса. Аргументируют свою точку зрения ребята следующими доводами:
Денис Денисенко зафиналил дискуссию таким мнением. Айрата, как управленца, который пришел в партнерку на ее старте и набирался опыта вместе с командой, нельзя осуждать за потерю 12 миллионов рублей. Именно на эту сумму он стал опытнее, а, соответственно, и ценнее для команды.