Нести знания о крипте в массы — отличная идея, ее надо поддерживать. Онбординг в нишу уже максимально доступен: тапалки награждают юзеров реальными деньгами за участие в проекте, Telegram строит целую экосистему вокруг TON, а контента в интернете — масса. Кажется, что появление ed-tech проектов в мире криптовалют, — не путать со скамными криптоофферами, — вполне закономерное решение.
1 августа в поле зрения редакции попала новость с VC: студенты онлайн-школы с интригующим названием «Святая мышь», учившей зарабатывать на крипте и прочих активах, начали массово подавать иски к руководителям проекта. Их не устроило качество обучения — на курсе так и не рассказали ничего полезного, привет, Аяз Шабутдинов.
Что случилось? Овнеры утверждают: студенты, якобы, пытаются вернуть себе деньги через лазейки в законах, а обучение качественное. И вопросов к нему быть не может.
Та самая «Святая Мышь». Редакция балуется с нейросетями
В статье вместе с юридической компанией DestraLegal выясняем, что случилось с проектом «Святая Мышь»: действительно ли овнеры компании обманули учеников или лазейка в законе действительно была?
Онлайн-школа располагалась на платформе Getcourse — сейчас там нет ни единого упоминания какой бы то ни было мыши, в том числе «святой». Открыл ее еще в 2021 году некий Олег Лапкин, но позже передал все дела другим людям и в деятельности участия, по его же словам, не принимал.
До закрытия школой, в основном, управляли два человека — Кирилл Кардаш и Кирилл Камышников. На их ИП и принималась вся оплата за курсы.
Официально менторы предлагали своим клиентам научить зарабатывать на крипте, NFT, партнерских площадках, «серых» арбитражных схемах и так далее — естественно, с обещаниями «выйти на окуп за месяц» и стать частью «бизнес-сообщества миллионеров». За разные виды курсов они брали от 10 до 150 тысяч рублей.
Нейросеть предполагает, что так выглядел кто-то из овнеров школы
В итоге оказалось, что Кардаш и Камышников под соусом «самостоятельного выбора платформы для заработка» предлагали ученикам «Святой мыши» собственную платформу Triton и токен Kit — впоследствии все средства оттуда попросту исчезли, вывести их так никто и не смог.
«Серый» арбитраж также работал строго через аккаунты обоих Кириллов, поэтому у обоих была возможность в любой момент провернуть экзит-скам и присвоить все результаты людской работы (в том числе и финансовые) себе.
Мы уже сталкивались с «как-то-так-себе» курсами: инфобизнес, арбитраж, инвестиции — ничего нового. Но «Святая Мышь» — проект особенный, хотя бы за счет токена: странно, что такую схему не придумали раньше.
Чтобы разобраться, чем может кончиться дело и как вернуть деньги обманутым ученикам, мы обратились за комментарием к директору по правовым вопросам юридического сервиса DestraLegal Борису Фельдману — именно он сейчас представляет интересы бывших учеников школы в суде.
По словам Бориса, на начало сентября число истцов составляет 40 человек, но есть и другие люди, которых не устроило качество обучения. В ближайшие два месяца защитники намерены увеличить число исков в 2,5 раза — до 100 штук.
Средняя сумма требований по каждому из них — 150 тысяч рублей.
Натапали токена Kit на платформе Triton (листинга не будет)
При этом сумма оплаты курсов — это далеко не весь ущерб: учитываются средства, вложенные в Triton, комиссии брокерам платформы для вывода полученного заработка и прочие затраты в рамках обучения.
В качестве примера юристы приводят кейс одного из потерпевших, который потерял на этой авантюре 600 тысяч рублей.
«Мышь» утверждала: после курсов люди смогут быстро и легко зарабатывать деньги. Гарантии на доход и возврат в случае неудачи, — сейчас вы удивитесь, — были.
Вот скрин из приватного чата для учеников в качестве примера:
Как и в инфобизе, учеников набирали потоками и каждый раз продавали одну и ту же начинку под новыми названиями и условиями.
В среднем путь от перспективной идеи заработка в точке «А» до осознания скама в точке «Б» занимал полтора-два месяца. Все это время люди «зарабатывали» и безуспешно пытались вывести деньги с Triton.
При этом за каждую «сделку» надо было платить платформе комиссию — заранее студентов об этом никто не предупреждал.
Когда студенты раскрывали схему, то требовали возврат средств — всем им отказали. При этом единичные случаи выигранных дел были, но такой большой объем одновременных исков удалось набрать только сейчас.
Здесь DestraLegal, в первую очередь, опираются на Закон о защите прав потребителей. Согласно пункту 1 статьи 29 Закона, в случае, если клиент недоволен качеством сервиса (это их случай), он вправе требовать:
А если потребитель понимает, что договор не выполняется или его не устраивает качество услуги, он имеет право отказаться от исполнения условий.
«Ваша честь, прошу учесть, я мало жил…» — вариации названия приветствуются
Все дополнительные убытки с Кардаша и Камышникова юристы намерены взыскать по Гражданскому кодексу РФ.
Получается, что представители потерпевших выдвигают следующие претензии:
В качестве примера юристы рассказали нам пару кейсов своих клиентов, которые покупали учебные материалы у «Святой мыши» в надежде научиться зарабатывать деньги.
Один из потерпевших брал курс по мотивированному трафику. Обошлось это удовольствие в 14 тысяч рублей с учетом скидки. «Менторы» обещали вывести ученика на полупассивный доход, обучить работе с партнерскими программами, сайтами, офферами, инструментами, научить его обработке лидов, правильному общению с ними и так далее.
На поверку материал оказался устаревшим, более того — там не было ничего из того, чего нельзя было бы найти в свободном доступе в Google.
На самом деле убытки не ограничивались 14 000 рублей — мы про это уже говорили. Они оказались в несколько десятков раз больше. Например, школа активно продавала «темку» по крипте, где и фигурировал Triton.
Почему в руках пусто? «Мышь» забрала все деньги в Triton
У «платформы» была уникальная фишка: ученики получали бонус к депозиту +15%, а потом просто переливали деньги, одновременно открывая на Triton и другом официальном сайте сделки в разные стороны. Естественно, Кардаш и Камышников подталкивали людей пользоваться токеном Kit.
Управленцы пошли и дальше: предлагали повторять все сделки за «трейдером», который выкладывал процесс своих трудов по переливанию в открытый доступ. Но все это не работало — схемы были нерабочие и убыточные.
Курс монеты в итоге упал до 0, а один из клиентов потерял на этом около 600 тысяч рублей. Сайт уже не работает, счет никак не проверить, из доказательств — только часть переписки.
По словам Фельдмана, у DestraLegal и истцов нет оснований считать, что Лапкин пытается откреститься от обоих Кириллов, лишь бы избежать ответственности.
А можно отпустить меня под залог в 100 000 Kit?
Напротив, он активно участвует в организации возвращения денег клиентам, собрал чат со всеми пострадавшими (сейчас там более 1200 человек), предлагает людям скидки на дальнейшее обучение и всячески старается уладить ситуацию.
Сайт GetCourse, где находилась школа и вся информация о ней, подчистую снес все упоминания о «Святой мыши», в том числе и договор оферты.
Представители платформы никак не комментировали сложившуюся ситуацию, однако тут Фельдман уточнил, что GetCourse занимались и занимаются только размещением образовательных материалов, ответственности за качество контента они не несут.
Впрочем, юристам известны кейсы, когда после досудебных претензий со стороны учеников платформа возвращала им полную стоимость курсов.
Пока бывшие ученики пытаются вернуть свои деньги за несбывшуюся мечту о пассивном доходе с крипты и арбитража, один из владельцев школы Кирилл Камышников утверждает, что никаких законов «Святая мышь» не нарушала, а люди попросту пытаются нажиться за счет «лазеек в законе».
Здесь Фельдман призывает самих пользователей быть внимательными и осторожными — хранить все чеки об оплате, делать скрины с образовательными материалами и сохранять подозрительные переписки.
Чем больше доказательств некачественного обучения, — например, обещали 10 уроков на одну тему, а дали только 3, так еще и на другую, — тем больше шансов на возврат средств.
Именно с курсами, по словам Бориса, чаще всего и возникает такая ситуация: приходится доказывать, что человек покупал не доступ к платформе, а именно знания, навыки и опыт.
Ну разве похож? И ничего не похож… Первый раз слышу про эту вашу «Мышь»…
Чтобы не попасть в эту ловушку, нужно внимательно читать договор оферты. Обычно именно там этот момент и прописан — услуга считается оказанной в момент предоставления доступа к платформе, и поэтому уже во время обучения вернуть даже часть средств нельзя.
Если же ошибка уже совершена — не стоит отчаиваться, сегодня суд все чаще встает на сторону потребителя и заставляет онлайн-школы возвращать деньги за уже начатые курсы, несмотря на это условие.
Фельдман отмечает, что выиграть все дела против Кардаша и Камышникова особого труда не составит — проблемы начнутся тогда, когда надо будет взыскать средства в пользу пострадавших.
Примечание от редакции: можно вспомнить и недавний кейс с задержанием и кучей исков против одного из самых известных инфобизнесменов России — Аяза Шабутдинова. Пока «царь Мидас» находится в СИЗО, новые дела множатся, как грибы после дождя, а его бизнес, хоть и потрепало, но не убило — деньги все еще поступают.
Капец
В DestraLegal считают, что дело «Святой Мыши» не станет каким-то особым прецедентом — большинство обучающих курсов выстроены по типичной схеме.
Тем не менее в компании надеются, что этот случай станет «звоночком» для блогеров по «быстрому заработку» и заставит их думать о том, что за любые гарантии нужно «отвечать» — безнаказанно крутить темки, как раньше, уже не получится.