Он выдавал себя за сына «алмазного короля» и построил самую грандиозную «любовную финансовую пирамиду». Его даже арестовали, но и в тюрьме он надолго не задержался.
История Саймона Леваева — это пример тонко продуманной психологической игры, построенной на эмоциях и слабостях. Давайте разберемся, как ему удалось сначала развести кучу народу, а потом еще и практически выйти сухим из воды.
Настоящее имя — Шимон Иегуда Хают. Родился в семье раввина, в Бней-Браке — пригород Тель-Авива. Это очень бедный еврейский район с крайне религиозной общиной и строгими порядками. Шимон провел там детство и юность, проживая жизнь, максимально противоположную сказкам о миллиардерах.
А теперь представьте себе этот контраст: Йоханан Хают, отец Шимона — уважаемый человек, главный раввин израильской авиакомпании «Эль Аль». А его сын использует эту же авиакомпанию, когда начнет знакомиться с богатыми девушками. Возможно, именно работа отца и дала Шимону представление о мире лакшери, в который он решил пробиваться любой ценой.
Окончательный выбор жизненного пути он сделал в 15 лет. В 2005 году переехал в Бруклин, Нью-Йорк, вместе с друзьями семьи. Для пацана это был билет из замкнутого мира ортодоксальной общины в огромный мегаполис. Именно там, похоже, и произошел разрыв Шимона с семьей, и там же начались его первые «эксперименты».
Проблемы с законом у будущего Саймона начались рано. Если верить документальному фильму «The Tinder Swindler» от Netflix, подростком Шимон подрабатывал в домах евреев — то нянькой, то разнорабочим, — и нередко там подворовывал.
Вот краткий «послужной список» Шимона Хаюта до того, как он стал «алмазным принцем» Саймоном Леваевым:
Период | Преступление |
До 2011 года, подростковые махинации в Нью-Йорке | Кражи и мошенничество с кредитными картами. Первые «тренировки» на мелких суммах. |
2011 год, «мелкие» аферы на родине | Обкрадывал работодателей. Нанимался в семьи няней или мастером по ремонту и воровал у них чековые книжки. Обналичивал украденные чеки, просто вписывая в них нужные суммы. Угнал автомобиль. Этот эпизод стал «последней каплей», после которой Шимону Хаюту грозил суд и реальный тюремный срок, поэтому он сбежал из Израиля через границу с Иорданией. Для побега использовал поддельный паспорт. Позже побег и поддельные документы станут «визитной карточкой» Саймона Леваева. |
2015–2017 годы, «финский опыт» | Несколько лет Шимон скрывался в Европе, продолжая свои похождения. Но в 2015 году удача ему изменила. В Финляндии Леваева арестовали по обвинению в мошенничестве. Аферист обманом выманил деньги у трех женщин и получил за это три года тюрьмы. Но отсидел только два и был освобожден в 2017 году. |
По хронологии видно, что образ Леваева — результат многолетней «работы» Шимона Хаюта, который оттачивал технику обмана и прочие навыки профессионального мошенника.
Финская тюрьма стала для Шимона не местом исправления, а своего рода «бизнес-школой». Выйдя на свободу в 2017 году, он понял, что старые методы слишком рискованны и приносят мало денег. Тогда и пришло решение играть по-крупному.
Мы можем только предполагать, как он до этого додумался, но в тот период Шимон Хают официально меняет имя на Саймон Леваев.
Это был гениальный ход: присвоить себе фамилию реального миллиардера, создав безупречную легенду, которую сложно проверить, если копать поверхностно.
Шимон Хают был мелким мошенником с судимостью. А Саймон Леваев — чистый лист, загадочный наследник с безграничными возможностями.
Точного ответа нет, но наиболее вероятный сценарий выглядит так:
По первому же запросу Гугл выдает десятки вариантов аренды частных самолетов. Средние по цене предложения в 2025 году начинаются от 20 000 долларов, но можно найти и дешевле
Саймон не занимал у девушек меньше, чем $20 000. В том же «The Tinder Swindler» одна из жертв рассказывала, как одолжила Саймону больше $23 000. Их он потратил за 3 дня.
Весь фокус в том, что «богатому наследнику» нужен был капитал только для первой жертвы. Он получал от нее 25-30 тысяч долларов, эти деньги тут же шли на поддержание образа для второй, третьей и так далее.
Можно сказать, что начало расцвета Tinder и Instagram стало для Леваева подарком. Эти платформы построены на красивых картинках с описаниями. Не важно, кто ты на самом деле, важно, какое впечатление ты можешь создать. Саймон понял это одним из первых и использовал на 100%.
Обычно на раскрутку новой жертвы уходил месяц. Пары свиданий, красивых переписок и близкого общения хватало, чтобы эмоционально привязать к себе новую подругу.
В течение месяца Саймон-Шимон не только рассказывал о своей жизни богатенького плейбоя-принца, но и узнавал факты о девушке. Про ее жизнь, работу, интересы.
Саймон и Пернилла, кадры со скрытой журналистской съемки
Жертвы были разного статуса и социального положения, работали в различных сферах. Но многие отмечали, что Саймон был интересным собеседником, разбирался во многих темах и обладал «потрясающим магнетизмом».
В момент, когда девушка убеждалась, что у них все серьезно, начинались эмоциональные качели. Внезапно у «алмазного принца» появлялись враги. Заказные убийцы, бандиты и конкуренты. Саймон звонил подружкам ночью, присылал фото и видео избитого охранника. Затем рассказывал про нападение.
Его схема с «врагами, преследующими меня из-за алмазного бизнеса» была идеальна. Она, с одной стороны, объясняла, почему миллиардеру вдруг понадобились деньги с кредитки обычной девушки, а с другой — добавляла в историю драмы и делала жертву не просто подругой, а спасительницей своего героя.
Вот вам схема еще раз, наглядно:
Фальшивый миллиардер мог еще неделями тянуть из своих возлюбленных деньги. Потом он «в благодарность», присылал чеки и скриншоты с переводами на большую сумму, чем сумма долга. И почти сразу пропадал. Конечно, чеки были фальшивкой, а деньги на счет так и не поступали.
Жертвы оставались с разбитым сердцем и огромными долгами, а аферист уже был где-то в другой стране, искал новую цель.
По сути, жертвы добровольно отдавали свои деньги, открывали кредитки на свое имя. Леваев почти не оставлял следов. Как же его поймали? Арест начался с женщин, которые решили, что с них хватит.
Главной движущей силой стала норвежка Сесилия Фьельхёй. После того как ее обманули и оставили с долгами в четверть миллиона долларов, она сделала то, на что решаются немногие — пошла в прессу.
Сесилия обратилась в крупнейший норвежский таблоид Verdens Gang (VG) и рассказала свою историю. Она предоставила более 700 страниц переписки и голосовых сообщений. В прессе шутили, что получили посылкой «анатомию отношений».
Журналисты VG начали собственное расследование и вышли на другую жертву — шведку Перниллу Шёхольм. Изначально Пернилла была его подругой, а не любовницей, но Саймон обманул и ее, выманив крупную сумму.
Объединив усилия, Пернила, Сесилия и журналисты VG составили полную схему обмана и вычислили почерк мошенника. Саймон слал девушкам почти одинаковые сообщения. Одни обещания, очень похожие голосовые. Одну и ту же историю с избитым охранником и загадочными «врагами».
Позже журналисты VG раскопали, что «Саймон Леваев» — это на самом деле Шимон Хают из Бней-Брака. Они нашли информацию о его судимости в Финляндии и побеге из Израиля.
В 2019 году VG опубликовали масштабную статью с расследованием под названием «Аферист из Tinder». Она сразу стала вирусной, текст перевели на английский, и история получила первую международную огласку. Кокон лжи, в котором жил Шимон, начал трещать по швам.
Благодаря расследованию VG лицо Леваева стало узнаваемым. И это привело к первому аресту. В том же 2019 году его задержали в аэропорту Афин (Греция).
Шимон пытался пересечь границу по поддельному паспорту. Вероятно, сотрудник пограничного контроля узнал его благодаря фотографиям из нашумевшей статьи.
Саймона экстрадировали в Израиль, но судили... по старым обвинениям 2011 года о краже чеков, которых он тогда избежал. Так Саймон получил всего 15 месяцев тюрьмы, а вышел вообще через 5 по программе сокращения заключенных из-за COVID-19. И видимо, подумал, что снова всех переиграл.
В фильме The Tinder Swindler рассказывали, что после освобождения он создал сайт с бизнес-консультациями и зажил богаче прежнего. И все также вел профили в соцсетях и на сайтах знакомств. |
Однако фильм «The Tinder Swindler» (2022), пусть и не сразу, но все-таки стал репутационным нокаутом для Шимона, превратил его из героя газетной статьи в мировую знаменитость. Теперь его лицо знал практически каждый, у кого была подписка на Netflix. Анонимность и возможность создавать новую личность были уничтожены.
Саймон больше не мог прятаться за красивыми фото в соцсетях. Он стал узнаваемым, а позже и Tinder заблокировали его профиль.
Парень жил в Израиле, раздавал интервью, пытался монетизировать свою новую славу. Видимо, считал, что раз европейские страны не смогли засудить его в прошлый раз, то он неуязвим.
Но пока Саймон наслаждался жизнью, правоохранительные органы разных стран — например, Германии и Испании — не сидели сложа руки. Они собирали доказательства.
В итоге 14 сентября Германия подала запрос в Интерпол, который выпустил «красное уведомление» — международный ордер на арест.
Леваев, видимо, не знал или недооценил серьезность этого ордера. Он продолжал путешествовать по миру, думая, что его никто не тронет.
15 сентября 2025 года он прилетел в Батуми (Грузия), и при прохождении пограничного контроля система выдала сигнал: «Внимание, разыскивается Интерполом».
Пока непонятно, к чему приведет этот арест. Леваева сложно привлечь к ответственности по двум причинам:
Сейчас грузинский суд постановил оставить его под стражей на три месяца на время рассмотрения дела об экстрадиции. Его адвокат уже заявил, что будет подавать апелляцию. Так что, вполне возможно, это лишь начало новой главы запутанной истории.
«Аферист из Tinder» — это гимн нашему времени, где красивая обертка в соцсетях уделала реальность по всем статьям. Саймон Леваев не был гением-психологом. Он просто понял, что против частного джета и тонны комплиментов устоять почти невозможно. А если твой фасад выглядит на миллион, никто не полезет проверять, что за ним.
Он не обманывал глупых людей, а воплощал иллюзию сбывшейся диснеевской сказки, на которой выросло не одно поколение женщин. И поймали его не копы. Пока суды не могли договориться между собой, в какой стране и по какой статье судить Шимона, его жертвы применили главное оружие XXI века — огласку.
Сначала журналисты, а потом и Netflix сделали его узнаваемым и лишили возможности прятаться в тени. А мораль здесь одна: не доверяйте всему, что видите и слышите.