Рекламу у блогеров в Instagram больше не купить. Медийки тиражируют апокалиптичные заголовки, а тимы, работающие с инфлюенс-трафиком, пересматривают связки. Но так ли страшны арбитражникам поправки в закон «О Рекламе», как нам их представляют? Разобрались в нашем новом аналитическом материале — спойлер в картинке.
Согласно правкам в 38-ФЗ, с 1 сентября в России полностью запрещается любая реклама товаров и услуг в Instagram* (компания-владелец признана экстремистской организацией) — ограничения охватывают таргет, коллаборации с блогерами, сторис, Reels и даже посты с косвенными упоминаниями продукта (эмоции «обожаю этот крем», ссылки, промокоды, «остались места» и т. п.).
За каждое нарушение штрафуют:
Говорят, старую рекламу удалять не нужно, главное — не распространять новую. Но оснований доверять таким заявлениям нет. Особенно учитывая замечательную формулировку из источника:
Если реклама была размещена до 1 сентября 2025 года и не получает новой активности — ее удалять не требуется. Под запрет не подпадают публикации, которые не продвигаются алгоритмами, не репостятся и не упоминаются повторно. Об этом сообщили представители ФАС и Роскомнадзора на рабочей встрече.
Фактически, вашему конкуренту/недоброжелателю достаточно сделать репост/поставить лайк/накрутить ботов — и штраф тут же становится вполне осязаемым, даже если реклама была опубликована до принятия поправок в 38-ФЗ.
Учитывая, что альтернативы, которые предлагаются взамен запрещенных социальных сетей, не взлетели, — не сложно догадаться, для чего были сделаны эти поправки. Реальная цель: перебросить рекламодателей в одну нерентабельную социальную сеть (90 млрд чистого убытка за 2024 год — и это не предел).
Выявлением нарушений, связанных с рекламой в запрещенных социальных сетях, будут заниматься ФАС и РКН:
BlogModule_Акцентировать внимание на стандартных сценариях мы не будем, а вот по арбитражникам пробежимся.
Примеры нелегальных подходов:
Все, что относится к продвижению продуктов, теперь нелегально. Фактически, авторы правок в 38-ФЗ хотят сделать так, чтобы рекламодатели перестали пользоваться этой площадкой — и для крупного бизнеса это действительно серьезный вызов. Но стоит ли переживать арбитражникам?
Больше нет, чем да. Арбитражник — человек, который сидит за 10 прокси, в антидетект-браузере, расплачивается криптовалютой и никак не связан с брендом, который он продвигает.
Конечно, ответственности это все равно не уменьшает, но чтобы такого специалиста выявить, соответствующим органам нужно приложить кратно больше усилий, чем для поимки владельца рекламного агентства/бренда.
Кроме того, нужно учесть и недавние поправки в уголовный кодекс, где использование VPN признано отягчающим обстоятельством. Пока это никак не относится к 38-ФЗ — ведь реклама в запрещенном Instagram еще не влечет уголовную ответственность, но нужно быть внимательным и отслеживать новости.
Говорить о том, что блогеры массово хлынут на Дзен, в ВК и прочие отечественные аналоги, не приходится. Единственное, что изменится с введением нового закона — это смещение фокуса с продаж прямо в запрещенном Instagram на другие площадки.
В основном это будет Telegram, где есть огромный пласт российской аудитории. Теперь блогеры будут использовать обтекаемые формулировки, за которые нельзя будет «притянуть» и оштрафовать, а закрытие сделок будет происходить на другой платформе.
BlogModule_Чтобы понять, что запрещено, нужно разобраться, что именно считается рекламой в рамках российского законодательства, а это:
Только 2 пункта из перечисленных не относятся к подходам, используемым арбитражниками: это бартер и взаимный пиар между брендами.
А что рекламой не считается:
Никто ждать 1 сентября не будет: компании и команды уже активно модернизируют свои связки, чтобы приучить аудиторию к новому формату. Собрали для вас интересные способы обхода ограничений от представителей арбитражного комьюнити:
Никаких альтернатив у этой социальной сети нет. Instagram — это кладезь платежеспособной и эмоциональной аудитории молодого возраста, и что важно — женщин.
Ни ВКонтакте, ни Дзен, ни еще более нишевые аналоги не смогут переманить к себе аудиторию из этой социальной сети, где у большинства пользователей уже есть «прокаченные» страницы, базы контактов, подписок и сохраненок.
Активная деятельность по ограничению зарубежных платформ проводится уже почти 4 года, и из результатов — только фиксация многомиллиардных убытков и отток авторов (удручающая статистика медиахолдинга-владельца Rutube, убытки ВКонтакте + отток авторов из оного, а кто-то вообще закрылся).
Чтобы нивелировать влияние этих нововведений, достаточно:
BlogModule_«Запрет» на рекламу в Instagram — это лишь повод внести небольшие правки в свои связки, и дальше работать с инфлюенсерами, как ни в чем не бывало. И, скорее всего, адаптация будет быстрой: люди из инсты привыкли переходить на другие площадки для совершения целевых действий, а блогеры смогут грамотно донести до своей аудитории новые правила игры в кратчайшие сроки.