Обычно суды между крупными компаниями — это нам, простым людям, вещи неинтересные: там решаются вопросы, которые нас не касаются. Корпорация А не доплатила сто миллионов долларов корпорации Б — а нам-то что? Мы их никогда в жизни не увидим.
Но в этот раз все иначе: результатом разборок мультимиллиардеров стали изменения, которые почувствовали на себе разработчики и юзеры из США и Европы, а потом почувствуют и во всем мире. И поводом для этого стала популярная у зумеров и известная по мемам игра Fortnite.
Расскажем о судах Epic Games с Apple и Google, которые бушевали последние пять лет: о «миссии» директора компании Тима Суини, о грязной игре IT-гигантов и о том, какую пользу получили от этого разработчики и потребители.
Еще с 2015 года директор Epic Games, Тим Суини, был известен критикой мобильных платформ App Store и Google Play. Он считает, что их 30%-ная комиссия сильно завышена: для прибыльной работы любому такому цифровому магазину было бы достаточно и 8%, зато это дало бы больше свободы разработчикам и потребителям.
Apple принудила все игры, все соцсети и все остальное вести бизнес только через их приложение.
Тим Суини в интервью ютуб-каналу Lex Clips.
По его мнению, Apple и Google — монополисты, которые принуждают использовать их платежку, а взамен мобильные разработчики получают лишь ограничения в том, как они могут зарабатывать деньги и какие услуги могут предложить юзерам.
После нескольких месяцев подготовки, в августе 2020 года директор Epic начал действовать. Он назвал свой план «Проект Свобода» (Project Liberty): в мобильной версии Fortnite вдруг появилась опция купить внутриигровую валюту напрямую через Epic, в обход платежек Google Play и App Store. Такой вариант покупки предлагал 20% скидку, а вот для всех остальных скидки не было — «из-за комиссии в 30%».
Игру тут же забанили — это напрямую нарушало правила площадок. Но именно этого и ждал Суини. В Epic были готовы: они ответили судебным иском к обеим компаниям. Основными обвинениями стали нарушение антимонопольного права и применение антиконкурентных практик.
Вместе с тем Epic запустили большую медиа-кампанию: в нее входила пародия в стиле игры на известную в США рекламу компьютера Apple Macintosh — «1984», где в роли противника свободы была IBM. Ирония в том, что в свое время Apple боролась с их монополией, а теперь «большим братом» стала сама Apple.
«Мы боремся за свободу людей, купивших смартфоны, устанавливать приложения из источников по своему выбору, за свободу создателей приложений распространять их по своему выбору и за свободу обеих групп вести бизнес напрямую», — такую позицию озвучил Тим Суини в соцсетях на следующий день после начала событий.
Epic обвинили Apple в создании монополии на «яблочных» устройствах, но в случае с Google фокус был другой: компания агрессивно заключала сделки с партнерами за закрытыми дверями, чтобы заглушить недовольство и доминировать на рынке под Android, согласно иску.
Google, конечно, защищались — но, к их несчастью, у Epic были аргументы: они показали суду десятки таких «подковерных» сделок.
Они делились на две категории. Первая — «Project Hug» — включала в себя соглашения с двадцатью компаниями, в их числе NetEase, Nexon и Tencent, в рамках которых игры и приложения от этих издателей оставались только в Google Play в обмен на миллионы долларов поддержки и скидок. Вторая — «Project Banyan» — была соглашением с Samsung, которое ослабляло Galaxy Store на Android.
На поддержание этой закулисной интриги Google тратили более 200 миллионов долларов в год — все, чтобы издатели «не раскачивали лодку».
А еще оказалось, что в 2018 году, задолго до судов, в Google уже боялись движения Epic в сторону независимости от Google Play — ведь если бы за ними потянулись издатели, компания бы потеряла больше 2 миллиардов долларов в год.
По данным Epic, руководители Google рассматривали возможность покупки части Epic Games — так они бы остановили уход компании от своей инфраструктуры. План назывался «Project Elektra», но он быстро ушел в ведро, когда они узнали, что контрольным пакетом акций владеет сам Тим Суини.
Google апеллировали в суде три года, но к делу Epic присоединились и другие: свои иски подали несколько компаний-разработчиков приложений, включая Tinder, а также коалиция из 36 штатов США — с теми же обвинениями.
Epic выиграли дело: кроме их аргументов, в ходе расследования выяснилось, что сотрудники Google удаляли чаты и информацию о своих действиях (хотя это запрещено законом), предпринимали усилия, чтобы заблокировать на Android другие магазины приложений, и широко применяли другие антиконкурентные практики.
В итоге суд запретил Google заключать сделки по типу «Project Hug», а также соглашения с производителями устройств на Android о блокировке сервисов конкурентов. За соблюдением приговора надзирать назначили представителей Google и Epic.
Это стало большой победой Тима Суини, но самые тяжелые бои были впереди.
На другом фронте дела у Epic были намного хуже: они долго не могли доказать судье, что Apple стала монополией. Суини требовал разрешить всем разработчикам внедрять свои платежки в приложения в AppStore, а Apple во встречном иске просили заблокировать платежку Epic в своем магазине — дело завязло.
Epic проигрывали: судья вынес вердикты в пользу Apple в 9 из 10 пунктов обвинения. Но спустя три года Суини повезло. Дело было в пункте о мерах предотвращения направления пользователя (anti-steering provisions) — дальше мы будем называть это стирингом.
Цитата из приговора суда: Apple принудили разрешить покупки в сторонних приложениях.
Стиринг – это направление пользователя разработчиком с одной площадки на другую. Apple запретили уводить пользователей из AppStore в свои платежки — и это не понравилось суду. Он постановил разрешить стиринг в «яблочном» магазине. Apple протестовали, но им пришлось исполнять указание.
А уже в 2024 году судья, который вынес вердикт по делу, вернулся с новым постановлением против Apple — и серьезными обвинениями. Согласно ему, компания умышленно не исполняла волю суда и проявляла неуважение, создавая новые антиконкурентные меры вместо тех, что попали под запрет.
Что еще хуже — руководство Apple все это время лгало под присягой, пытаясь «протащить» эти новые меры за спиной у суда. Судья передал дело на рассмотрение в федеральную прокуратуру США — уже по уголовной статье.
Вывод суда: Apple умышленно нарушали его постановления.
Судья ужесточил требования к компании и обозначил четкие правила:
Компания подала апелляции на эти запреты, но результат пока неизвестен — процесс все еще идет. Тим Суини предложил Apple пойти на мировое соглашение и снять все обвинения… Если они будут соблюдать эти правила по всему миру. Пока предложение отвергли.
Многие крупные компании, такие как Spotify, Facebook, Patreon и Tinder, поддержали усилия Epic в борьбе за права потребителей и разработчиков. Они быстро воспользовались новыми возможностями, когда Apple принудили к соблюдению запретов: теперь в США на iOS можно совершать покупки внутри этих приложений.
Первыми стали Spotify: вместе с обновлением, добавляющим покупки внутри приложения на iOS, они опубликовали пост в поддержку Epic и решения суда, отмечая, что это большая победа не только для разработчиков, но и для потребителей.
Конечно, Тим Суини делал все это не по доброте душевной: в результате Epic Games имеет большую выгоду. Кроме буста репутации, он начал создавать собственную инфраструктуру для разработчиков, которые хотят выстроить альтернативу устоявшимся правилам.
Он не только предлагал им комиссию в 12% — очень низкую в сравнении с 30%, которые раньше насаждали Google и Apple — но и летом 2025 объявил, что для первого миллиона долларов в год, заработанных разработчиком, комиссия будет 0%. Кроме того, платежка Epic может хостить любое приложение без необходимости к привязки к собственным сервисам.
Важно понимать, что все эти события происходили в США, но теперь по этому пути идет и весь остальной мир. Евросоюз установил, что Apple и Google нарушают «Закон о цифровых рынках» (DMA) и установил такие же правила и ограничения, что и в результате суда с Epic — а еще штраф в 500 миллионов евро в придачу.
Вместе с тем, Великобритания весной 2024-го приняла аналогичный DMA закон – DMCC (Digital Markets, Competition and Consumers Act), который обяжет компании соблюдать правила честной конкуренции. Epic вслед за этим объявили, что внедрят свои сервисы на iOS в Великобритании в конце 2025.
В конце августа 2025 Epic выиграла аналогичный суд против Apple и Google в Австралии — компании нарушили 46 положений закона CCA (Competition and Consumer Act), аналога DMA. Подобные шаги против компаний также сделали Южная Корея, Япония и Индия.
Все больше стран действуют по примеру Евросоюза и принимают законы, ограничивающие жадность крупных корпораций, как Google и Apple. В итоге выигрывают и разработчики, и пользователи — но больше всех выиграл Тим Суини, который создал свою инфраструктуру, поднял репутацию и привлек на свою сторону как крупные компании, так и небольших предпринимателей.